СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА МУШЕНКО
ЖИЗНЬ БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ? БЕЗ СМЕРТИ?
Предисловие
Вашему вниманию предлагается книжка, в которой предпринята попытка объединить научные, философские и религиозные установки для уяснения вечных вопросов: что такое жизнь? и как избежать болезней?
Жизнь… Жизнь?.. Жизнь!..
Что это? Великий дар или тяжелое испытание, краткий миг или вечность, «дар случайный, дар напрасный» или надмирный, Божественный замысел? «Суета сует»? «Юдоль страдания»? Неисчерпаемый источник Божественной любви? «Миг между прошлым и будущим»?..
Жизнь – что это? Зачем она? Кем дана? Вопросы, вечные вопросы. Где ответ, в чем истина? И «что есть Истина?..»
Господи, как мудро всё устроено в мире! Кругом совершенство и красота. Каждая травинка, цветок непостижимо прекрасны. Перо птицы, грациозность кошки, ароматы цветов и трав, пенье птиц, богатство леса… Всё – какое чудо! Но зачем? Кем устроена?
Не может быть, что это величие бесцельно, бессмысленно. Нет, под каждым значительным явлением, как правило, скрыт величественный замысел. Кокой же потрясающий смысл заключен в столь непостижимом явлении, как жизнь?!
Жизнь… Что это? Случайное совпадение каких-то веществ? Хотел написать «смешно», но, нет, это даже не смешно. Так, наверное, может утверждать лишь слепо-глухо-немой, кто никогда не видел цветов, не слышал шелеста листвы, не произносил святого слова «мама».
Так если жизнь не случайна, то от Кого и зачем она? «Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие». (Иов 12.) [1] «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». (Псалом 18).
Да, прежде всего, человеку дано естественное откровение, то есть откровение природы, говорящей о силе, мудрости, величии Творца. Человеческий ум, наблюдая удивительный порядок, соразмерность и красоту мира, ощущая присутствие Божие в глубинах собственного сознания (например, голос совести), естественно приходит к выводу о существовании Бога. Да, такое совершенство могло создать лишь Совершенное Существо – Бог.
Но какой смысл, зачем всё это величие? Почему наряду с совершенством природы, мы на каждом шагу встречаем уродливые проявления жизни? Где соответствие между потрясающей сложностью человеческого организма и житейской грязью? Что-то здесь не так, но что? И почему жизнь так скоротечна? Непостижимо сложные живые существа, только появившись на свет, сразу начинают разрушаться. Почему, зачем? По удивительному несоответствию это можно уподобить путешественнику, много лет строящему чудесный мраморный мост, чтобы переправиться через реку. Мост прекрасной формы и удивительной сложности. Эдакое чудо света. Но, перебравшись по нему на другой берег, замечательное создание сразу разрушается.
Где целесообразность? Что-то здесь не так. Не может быть, чтоб эта гармония создавалась для прозябания в грязи и отвратительного разрушения. Нет, конечно, прекрасная жизнь создана для иной участи, для другой цели. Но кокой?
Вы уже заметили, уважаемые читатели, что в этой книжке приводятся выдержки из Священного Писания. Это неслучайно, ибо такие вопросы и рассматривает религия. Священное Писание дает нам сверхъестественное откровение, представляет определенные познания о Боге и Его целях по отношению к миру и человеку. Также и нам, наверное, нужно опираться на многовековой опыт Церкви. Некоторые могут возразить: «Не каждому это приемлемо. Ведь встречаются неверующие и с предубеждением относящиеся к религии»… Думается, таковых можно разделить на две группы: на не интересующихся, а, следовательно, - безразлично относящихся к подобным вопросам и на тех, кому выгодно, по ряду причин, именовать себя неверующими. Причины же общеизвестны. Это – партийность, служебное положение… Да, собственно говоря, убеждение атеистов в отсутствии Бога есть результат их веры, а не научных знаний, ибо факт отсутствия в мире Бога невозможно доказать. Опыт же человеческий нам непрерывно свидетельствует о наличии в мире, по крайней мере, двух видов совершенно разнородных явлений: материальных и психических. Следовательно, утверждение об отсутствии в мире чего-либо, кроме материи, не убедительно. Так что поистине неверующие вряд ли существуют. Ибо каждый чувствует в себе нечто коренным образом отличающие человека от животного, свидетельствующее о присутствии Божием в глубинах сознания. Это – и совесть, и бескорыстные побуждения, и стремление к совершенству, и, конечно же, разум. И так, если вы не возражаете, будем использовать богатейший духовный опыт христианства, имеющего, впрочем, одни корни с иудаизмом и исламом.
В исторической памяти многих народов встречаются упоминания о прекрасной, сказочной жизни, - о рае. В Ветхом Завете указывается, что в шестой день творения сказал Бог: «Да произведет земля душу живу по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». И стало так. Прекрасен был первосозданный мир. Так хорош, что мы теперь и вообразить не можем всех его красот. Тогда решил Бог создать господина всей твари земной, хозяина сада прекрасного. И сказал Бог: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всею землею». И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Из праха земного создал Бог тело человека – посему тело человеческое подобно иным живым существам на земле. И вдунул Бог в лицо бездушного тела дыхание жизни, и приобрел человек живую, бессмертную и разумную душу. Этим отличил Бог человека от твари земной и уподобил его Себе. И назвал Бог первого человека Адамом. И сказал Господь Бог: «Нехорошо быть человеку одному». И создал Еву, жену и помощницу Адаму. И поселил Господь первых людей в раю, в прекрасном саду. Невиданные цветы распространяли свои ароматы. Звери были кротки и во всем послушны Адаму и Еве. Вся природа славила Творца. По образу и по подобию Божию были созданы первые люди. Души их были чисты. Ни единого греховного пятна не было на них. Господь просвещал их разумом, высокими знаниями. Ни что не причиняло им боли. Тень смерти не пресекала тропы их жизни, потому что среди рая находилось древо жизни, плоды которого предохраняли прародителей от смерти. Не было времени в том райском блаженстве. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого древа в саду ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него; потому что в день, в который ты вкусишь от него, умрешь». Но сатана позавидовал счастливой жизни людей и решил ее разрушить.
Некоторые, прочитав весь предыдущий текст, могут подумать: «Что за странная книжка мне попалась? Название обещает одно, а предлагается пересказ Библейской истории». Но подобные обращения к Священному Писанию необходимы, чтобы попытаться понять истинное предназначение человека и уяснить причины отпадения людей от истины.
Итак, уважаемые читатели, с вашего позволения, продолжим. И для лучшего понимания обратимся к более раннему периоду Священной Истории.
В начале, кроме Бога, ничего не было. Потом Бог из ничего одним словом Своим создал мир невидимый – ангелов. Ангелами называют бесплотных духов, безгрешных и бессмертных. Они служат добру и неустанно воздают славу Господу Богу. А мир видимый, то, что мы видим телесными очами, Бог создал в 6 дней. Пропустив, для краткости, первые три, обратимся к четвертому. Итак, в четвертый день Бог создал светила небесные. И сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для отделения дня и ночи, и да будут они для знамений, и времен, и дней, и годов». И стало так. И вот, в четвертый день помыслил сатана: «Создадим себе престол и будем, как боги». [2] И поместился в бездне. Так, бывший до того первым ангелом, Денница [3] отделился от Бога и увлек за собой третью часть ангелов. Сатанинская гордыня побудила это отделение. Таким образом, зло вошло в мир невидимый, ибо с тех пор сатана борется против всех дел и творений Божиих.
Обратим внимание, уважаемые читатели, что зло не является самостоятельным началом, как утверждают некоторые еретики. В начале кроме Бога ничего не было, а Бог есть Истина и бесконечная любовь. Зло же вошло в мир отделением от Истины.
Но чего возжелал лукавый дух? «Быть, как боги». То есть, походить, казаться, но не быть по-существу. И в этом весь… хотел написать «смысл», но нет там никакого смысла, а лишь бессмыслица; поискал другое слово. Может быть, «суть»? Но нет, ибо суть – это то, что есть, существует. Да, трудно подобрать слово, определяющее козни диавольские, ибо всё, что они заключают в себе, не существует («не бытийно», - говоря языком некоторых богословов и философов). Это ложь, мнимость, обман, внешняя похожесть (имитация). Недаром лукавого духа именуют «отцом лжи».
Здесь позвольте вернуться к прежнему повествованию. Итак, первосущие родоначальники Адам и Ева, пользуясь дарами Божиими в пределах им положенных, - наслаждались жизнью радости, не имея никакой печали, царствуя над всем, что их окружало, и, пользуясь всеми благами, что только могли казаться им приятными. Не было забот, было только веселье! Не было труда – было только упоение жизнью! Не было болезни – было только цветущее здоровье! Не было слез, так как не о чем было плакать, но была радость и радость!
Врагом такой жизни первосущих людей явился диавол. Он, будучи завистник всего доброго и как начальник и главный отступник от Бога, постарался обмануть людей, живущих в истине; отдалить их от Бога и ввергнуть в великую скорбь от радости, от жизни в смерть.
Вселившись в змея, хитрый искуситель сказал Еве: «Подлинно ли вам запрещено есть плоды со всех деревьев?» И ответила Ева змею: «Плоды с деревьев в саду мы можем есть. Запрещено вкушать только плоды с дерева посреди сада, иначе умрем». И сказал змей жене: «Нет, не умрете, а станете как боги». (Вот опять она ложь и гордыня сатанинская – «станете как боги».) И вкусила плоды от запретного дерева Ева и дала мужу своему, и он ел.
Так произошло роковое событие – человек преступил заповедь Божию. Люди возжелали получить способность на свой лад отделять добро от зла. Отстранились от водительства Божьего. Но почему? Причиною преступления было и желание праотцев знать больше, чем им было дано от Бога, и искушение коварного и ложного учителя – диавола, и недостаточная вера первых людей.
Вера… А что значит вера? Ведь – это не только уверенность в существовании Божием, ибо так веруют все, даже демоны, веруют и трепещут. Скорее, это – доверие, безграничное и полное доверие воле Божией. Беспредельная преданность Божьему водительству, ибо Создатель, как чадолюбивый отец, делает лишь полезное для нас.
Так люди по своей воле отдалились от водительства Божьего, возжелав по своему усмотрению отделять добро от зла. Так «отец лжи» - диавол обманул людей, живущих в истине, отстранил их от Бога и ввергнул от жизни в смерть. Ибо кем был человек? Венцом творения, созданным по образу и подобию Божьему, господином всей твари земной, хозяином райского сада. Всё служило для пользы людей, и лишь одно запретил Господь, говоря: «От всякого древа в саду ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него; потому что в день, в который ты вкусишь от него умрешь». Ибо, как не велик был и совершенен человек, но и он имел пределы возможностей. А способность на свой лад отделять добро от зла [4] была для людей саморазрушительной. Еще раз вспомним слова Господа «в день, в который ты вкусишь от него, умрешь». «В день», - то есть сразу, получив такую способность, природа твоя изменится. И что мы видим? И вкусила плоды запретного дерева Ева и дала мужу своему, и он ел. И что же дальше, что произошло, сразу произошло? И напал на них страх. И устыдились они. (Стыд, страх. Какие необычные для первосущих людей чувства!) И, услышав голос Бога, скрылись между деревьями сада. (Бежали от кого? От Бога!..) И сказал Господь: «Адам, Адам! Не ел ли ты от того древа, от которого Я повелел тебе не есть?» А Адам вместо раскаяния стал оправдываться: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел». Ева же сказала: «Змей обольстил меня, и я ела». (Обратите внимание, люди стали хитрить, изворачиваться, оправдываться, перекладывать вину на другого.) Таким образом, поползновение любопытства – из лучшего стать лучшими – привлекло праотцев к преступлению закона. Люди хотели знать больше, чем им было дано от Бога. Но запретный плод был вреден, разрушителен для человека. И природа его, по преступлении, сразу же извратилась. Исказился разум человека, зло и ложь вошли в него. А через человека и в мир. Вся природа, дотоле подвластная людям, изменилась. Сорную траву стала произрастать земля. Звери стали нападать на людей. Стихии стали враждовать с человеком. Помрачилась вся природа в своей красоте. Бог скрыл лицо Свое от людей.
И что мы видим сейчас? Люди часто болеют и умирают в цветущем возрасте, бесконечно враждуют между собой. Печальное зрелище. Человечество больно. Но в чем причина этого недуга, и где лекарство?
Больно, болезнь… А что это такое? Попытаемся понять это состояние.
В человеческом организме огромное значение имеет нервная система. Она руководит всем, происходящим в теле. И поэтому, любые сбои в нервной системе разлаживают работу организма. Но отчего происходят эти сбои, почему люди чересчур нервны, раздражительны? Почему мы терзаемся из-за пустяков, отчего нервничаем в спокойной обстановке, раздражаемся на близких и злимся на чужих? Обычно это происходит из-за неправильного, искаженного восприятия. Нам кажется, что обстоятельства против нас, что окружающие враждебны, несправедливы. Мы мнительны, думаем, что у людей только и забот, как бы насолить нам. Мы теряем собственное достоинство, становимся робкими, нерешительными или отказываем в достоинстве окружающим, делаемся грубыми, враждебными, завистливыми. И многое подобное. То есть, не имеем здравого восприятия, наши нервы и психика, а, следовательно, и души нездоровы, извращены. Больны ложным восприятием. Наши очи духовные залеплены грязью. Мир воспринимаем через искажающие стекла. И на каждом шагу мы судим, обвиняем, выносим приговоры: «Тот плох, этот – нехорош, они – злы… Это добро, а это зло».
Вот Господь сподобил дойти до первопричины. Вот оно древо познания добра и зла. Вот результаты вкушения запретного плода! Желая вместить в себя непосильное, покусившись на право самим отделять добро от зла, люди повредили своей душе. Судим, рядим… Но как? Судом неправедным. Пожелав стать лучше лучшего, стали хуже худшего. Воистину, «того, что не можешь взять, не покушайся иметь».
Итак, самовольно получив способность отделять добро от зла, человек постоянно этим занимается. Вечно делает выводы, что хорошо, что плохо, где польза, где вред… Но по своим ограниченным возможностям, делает это не верно. Не имея здравого восприятия, живет по-лжи. И, как результат, постоянно нервничает, раздражается, злится. Всё по пустякам, а то и от мнимостей. А от этого нервная систем и психика страдают. И перенапряженные, возбужденные нервы задают неправильную работу всему организму. Человека бросает то в жар, то в холод, дыхание то углубится, то ускорится, сердце зачастит и тут же замедлится, всё это сопровождается постоянными спазмами. Такой чехарды организм не может долго переносить, и происходит ломка внутренних органов. Человек заболевает. Страдают нервы, сердце, желудок и всё остальное. И всему виной ложное восприятие.
Восприятие? А как же инфекционные болезни? Грипп, дизентерия, корь, ветрянка… В них повинны болезнетворные микроорганизмы. «Болезнетворные». Позвольте, уважаемые, поставить это слово в кавычки. Болезнетворные – то есть вредные, не хорошие, злые. А не ошибаемся ли мы в своих оценках?
Давайте разберемся, когда человек заболевает этими недугами? Когда? Попав под действие инфекции! Разве? При скученности в наших городах мы постоянно инфицированы, являемся носителями огромного числа разнообразных «болезнетворных» микроорганизмов. Но заболевают далеко не все. Почему? Видимо причина не только в микроорганизмах, но и в самом человеке. Как говорится «нечего на зеркало пенять, коль рожа крива». Каковы же причины? Ослабленность? Наверное. Но мы сплошь и рядом видим, что слабых и пожилых болезнь минует, а настигает молодых и крепких. Выходит, наличия инфекции и ослабленности недостаточно. Что же еще?
Необходима некая внутренняя готовность заболеть. Страх эпидемии. Чувство обреченности, неизбежности недуга. Примеров правильности такого утверждения великое множество. Но, пожалуй, самый известный из них – случай с французским императором Наполеоном Бонапартом. Будучи уверен в силах организма, он посетил армейские чумные (!) бараки. И здравый душевный настрой избавил его от вредного действия инфекции. И таких случаев много. Вера в возможность организма не поддаться болезни, избавляла людей от недуга. Такие смельчаки подолгу работали среди больных и не заболевали. Бывали случаи, когда экспериментаторы вводили себе в кровь микробы и оставались здоровы. Примеров же обратного еще больше. Если человек боялся и ждал болезни, она настигала его.
Итак, мы видим, что наличия инфекции и ослабленности организма недостаточно. Необходим особый душевный настрой, ложный настрой. Надо обманываться в своих возможностях. То есть опять-таки иметь не здравое восприятие. Ложное, извращенное, неверно оценивающее силы организма и преувеличивающее опасности. Не правильно отделяющее пользу от вреда, добро от зла. И вот опять они – плоды вкушения запретного плода! Люди отстранились от водительства Божьего, отдалились от Истины и впали в сети диавольские. В ложь, мнимость, страхи, отчаяние, ненависть к окружающему, боязнь жизни, в болезни и смерть.
Но, уважаемые читатели, говоря о болезнетворности микроорганизмов, не ошибались ли мы? Болезнетворные – то есть плохие, вредные. Так ли это? Ведь всё существующее создано Богом для пользы человека, а не во вред. Отчего же эти микроорганизмы (созданные Богом!) вдруг стали плохими? Ведь они были и в раю, где всё служило пользе людей. Может быть, и здесь причина в нас, в нашей искаженной природе? В раю до грехопадения не было болезнетворных существ, как не было и самих болезней. Но после преступления заповеди Господней появилось огромное число недугов. Природа человека извратилась и, вероятно, это изменение нарушило мирное взаимодействие с некоторыми микроорганизмами. Поэтому, говоря о болезнетворности, надо иметь в виду не микробы, а нашу собственную искаженную природу. По грехопадении люди изменились, чем внесли разлад в Божественный замысел и в том числе, нарушили свое мирное сосуществование с некоторыми микробами. Так что, говоря о болезнях, надо понимать нашу собственную болезнетворность, болезнетворность нашего искаженного естества. Необходимо иметь в виду пагубность грехопадения, разрушившего гармонию Божественного замысла. Надо понимать тот вред, что нанесли себе люди, пожелав самовольно отделять добро от зла. И по ограниченности возможностей, не смогли вместить в себя такой способности. Пожелав стать «как боги», уподобились диаволу. Не здравым восприятием (иными словами – не правильным отделением добра от зла), внесли в свою природу мнимость, ложь и, как следствие, злобу, ненависть, страхи, отчаяние, болезни и смерть. Люди уподобились падшему ангелу. И, как «отец лжи», сами стали носителями лжи в мире, проводниками разрушения всего Божьего создания. Злоба и ненависть людей передалась животным. Они слали бояться и ненавидеть своего господина – человека. Ложь и борьба вошли в мир живых существ. Животные начали соперничать и враждовать. А от простейших животных, крепко связанных с растительным миром, грех вошел в бездушные существа – растения. Они стали соперничать и паразитировать одно на другом. Одни растения начали вытеснять другие, некоторые виды животных неимоверно размножаться, а другие гибнуть. В природе стали происходить грозные явления: засухи, бескормица, нашествия саранчи… И, как следствие, появились и всё более разрастаются безжизненные пространства – пустыни, вечные льды… Такие саморазрушительные изменения в мире живых существ привели к пагубным изменениям и в неживой природе. Появление знойных пустынь и вечных льдов стало порождать грозные явления в атмосфере: смерчи, ураганы, знойные и морозные ветры, проливные дожди… Начались наводнения, иссушение и засоление почв и иные разрушительные явления. То есть помрачилась вся природа в своей красоте. Стихии стали враждовать с человеком. Звери стали нападать на людей. Сорную траву стала произрастать земля. Вся природа, прежде подвластная людям, изменилась. Зло и ложь вошли в нее. И всему причиной исказившийся разум человека. Извратившийся преступлением заповеди Господней.
Некоторые могут сказать: «Что ж утверждения любопытные, но как они соотносится с нашим жизненным опытом, с научными представлениями?» Ведь мы привыкли к тому, что человек постоянно болеет, старится и считаем старость и смерть нормальными, естественными явлениями. Настолько привыкли, что воспринимаем это, как не подлежащую сомнению, прописную истину. А ведь это не так. Совсем не так! Вопрос старения и смерти является величайшей и до сих пор не раскрытой загадкой. Выдвигались самые неожиданные и порой удивительные предположения.
«Наступление старости некоторые ученые объясняли изменениями какого либо внутреннего органа. Например, Лоран усматривал причину стрости в атрофии половых желез, Н.А. Шершевский – в комплексном нарушении деятельности ряда желез внутренней секреции (щитовидной, половых, гипофиза и других), А.А. Богомолец – в потере активности физиологической системой соединительной ткани, Н.Н. Аничков – в нарушении холестеринового обмена, вызывающем ухудшение обмена вещества и атеросклероз кровеносных сосудов».
«И.И. Мечников показал, что в старости ряд специфических тканей перерождается. Исчезновение специфических клеток в органах приводит к ослаблению нервной деятельности, расстройству питания, нарушению обмена веществ. И другим явлениям увядания организма. Атрофию специфических клеток И.И. Мечников объяснял губительным действием ядовитых продуктов, образующихся в толстом кишечнике в результате деятельности огромного количества живущих там кишечных бактерий. Ядовитые вещества (фенол, скатол, индол и другие), всасываясь, постепенно вызывают отравление организма. И.И. Мечников считал, самоотравление главной причиной наступления старости. Его теория, однако, не получила общего признания».
«Впоследствии И.И. Мечников выдвинул дополнительную теорию ортобиоза (греческое слово ортос означает прямой, правильный [5]; биос – жизнь), подчеркивающую роль и значение правильного образа жизни в профилактике преждевременной старости».
«Проблема старения решается на основе учения И.П. Павлова о ведущей роли центральной нервной системы во всей жизнедеятельности организма в управлении и координировании сочетаний всех физиологических функций и в установлении связей организма с внешней средой. При таком взгляде на роль нервной системы и понимании того, что организм есть часть природы, с которой он тесно связан, возникло научное представление о том, что в организме всё находится в единстве и целостном взаимодействии».
«Учение И.П. Павлова рассматривает изменения, наступающие в организме, в тесной связи с влиянием внешней среды. В частности, показывает роль, которую играет в процессе преждевременного старения центральная нервная система и особенно ее высший отдел – кора головного мозга. Отмечается, что тот организм здоров, у которого нервная система функционирует нормально и в необходимой мере обеспечивает все его функции».
«В результате исследований, проводившихся под руководством И.П. Павлова, профессор М.К. Петрова пришла к важному выводу, что в процессе старения организма начальную и ведущую роль играет центральная нервная система».
«Расстроенная нервная система изменяет нормальную работу сердца, дыхательного и пищеварительного аппаратов, обмена веществ и других жизненных функций, изменяет физиологические процессы, обеспечивающие высокие защитные способности организма и состояние равновесия с внешней средой. Ведь нормальное состояние физиологических процессов и лежит в основе долголетия». (Выдержки приведены из книги Ф.М. Коломийцев «Профилактика преждевременной старости». Издательство «Медицина», 1965 год.)
Как видим, вопрос старения не так прост. И большинство ученых выдвигали, по большей части, забавные предположения… Из вышеприведенного внимания заслуживает учение И.И. Мечникова «о правильном образе жизни». Заметьте «правильном», то есть предлагается жить по-правде, а не по-лжи, жить в соответствии с истиной. А что есть Истина в изначальном и высшем понимании этого слова? Бог есть средоточие всей правды, Господь есть Истина, Истина и жизни. И.И. Мечников предлагает жить правильно, то есть, выражаясь религиозным языком, жить в Истине, в соответствии с Божественным замыслом. Вероятно, И.И. Мечников и не вкладывал религиозный смысл в свое учение. Но само слово «правильный» побуждает перекинуть мостик между наукой и религией. Ибо, какая может быть правильность вне Истины, вне Бога?
Так же особого внимания заслуживает учение И.П. Павлова «о ведущей роли центральной нервной системы». Эта теория подчеркивает, что тот организм здоров, у которого здорова нервная система. А ведь психика и нервы – это то, что ближе всего к душе. То есть основное значение отводится душевному здоровью.
Но, как люди повредили своей душе, мы уже говорили. Преступлением заповеди Господней разрушили гармонию Божественного замысла. Исказили свое восприятие, пожелав самовольно отделять добро от зла. И, по своим ограниченным возможностям, стали делать это не верно. Чем внесли в человеческую природу мнимость, ложь и, как следствие, такие душевные расстройства, как злобу, ненависть, отчаяние, страхи. А недуги душевные повлекли физические болезни и смерть.
Как видим, научные предположения не противоречат религиозным. А о чем свидетельствует практика, чему учит опыт? Ведь мы живем не в учебниках, а в мире. На житейских примерах попытаемся лучше уяснить, что является носителем зла в мире, средоточием болезненности и смерти. Поняв первопричину этого, легче будет найти лекарство.
Итак, живет человек в делах, в суете, постигает мир, сравнивает себя с окружающими. И на основе этого намечает свою жизненную линию. Но, как правило, за мирской суетой не видит главного. Перед глазами стоит лишь шелуха житейская. «Он» обсчитал, «она» наступила на ногу, «они» заняли мое место, «там» пришлось впустую трудиться… И порой начинает человек делать скоропалительные выводы, неоправданные обобщения: «Ах, какие люди, такие-сякие, коварные, злые, не хорошие; надо и мне становиться жестче, «с волками жить, по-волчьи выть». Дальше-больше, раздражается, злится: «Ох, жалкие людишки, как их много, надоели, мельтешат перед глазами, лезут под колеса автомобиля». И, направляя по такому пути свои мысли, растет у человека раздражение, растет безудержно, как снежный ком. Наряду с подобными рассуждениями, имеется у человека склонность ставить себя центром мироздания. И, как следствие, ожидать неоправданного, воспринимать желаемое за действительное, преувеличивать собственные достоинства и не замечать чужие, снисходительно относиться к своим грехам и проклинать малейшие оплошности окружающих, казнить за любой двусмысленный взгляд. Имея подобный образ мыслей, человек раздражается и начинает сеять вокруг себя зло. Во всем видя зло, сам начинает воздавать тем же.
«Видя зло», а что, собственно, человек видит? Где оно зло, кто укажет? Ведь, если разобраться, люди совсем не плохи. Мало, кто от рождения не добр. В большинстве случаев это – страдающие тяжелыми наследственными душевными расстройствами. Они до крайности неверно воспринимают окружающий мир и, следовательно, не сообразно реагируют. Но можно ли обвинять их в этом? Они сами страдают. Это всё равно, что ругать хромого за медленную походку. Все же остальные люди всей душой тянутся к добру. Каждый хочет жить в человеческих, дружеских отношениях, в мире, любви. Никому не доставляет удовольствия ругаться. И если видим что-то коробящее нас, чем оно вызвано? Либо душевным расстройством, либо плохим воспитанием и образованием. Но можно ли обвинять человека за неудачное воспитание и недостаточное образование? Конечно, нет. Это всё равно, что ругать за цвет волос, унаследованный от родителей. Случается, что человек совершает неблаговидные поступки по нежеланию, а скорее, неспособности вникнуть в суть. Будучи погрязшем в житейской суете, мысля поверхностно: «Все такие и я буду подобным». Но такой образ мышления вызван ограниченными умственными возможностями. А за это обвинять человека тоже нельзя.
И вот мы толчемся и толчемся на одном месте, пытаясь выделить зло в чистом виде, и не можем этого сделать. Всё, что приводим, отсеивается. Остается лишь одно – большая или меньшая степень душевного расстройства. Этот недуг заставляет нас неверно воспринимать окружающее и поэтому раздражаться, и как следствие, обижать других. Именно эти изъяны, заключенные в нас самих, порождают раздражение, злобу и, конечно же, неблаговидные поступки. А они вызывают ответную реакцию у окружающих, подчас преувеличенную неверным восприятием. И так зло увеличивается подобно снежному кому. А всему причиной мы, наши поврежденные души.
Говоря о зле в мире, многие могут возразить: «Как же нет зла? Уж чего-чего, а этого хватает. Оглянись кругом! Злодеи, облеченные властью, морят народ голодом, убивают тысячами. Всюду льется кровь, процветает преступность, тюрьмы переполнены. Да всего не перечислить, как «не вычерпать моря ладонью».
Печальная картина. Но, вдумается, кто бывает поддонком? Без всякого сомнения, только душевнобольные. Ибо лишь подобный мозг может порождать страшные, немыслимые деяния. И многим известно, что большинство завсегдатаев тюрем должны находиться в психиатрических лечебницах. Что же касается властелинов-злодеев, тут удивляться не чему. Чтобы добраться до вершин, необходимо практически ежедневно предавать, как говорится, «шагать по трупам». А для этого требуется особая душа – извращенная.
Правда, встречаются злодеи, не отличающиеся особыми душевными расстройствами. Это, как правило, люди с очень ограниченными умственными возможностями, эдакие «тупицы мясники», попавшие под влияние извращенных типов. Но такое состояние мозга также относится к душевным расстройствам. Я написал «как правило», нет, это всегда умственно отсталые люди. Ибо здравомыслящий человек, осознающий весь ужас своих поступков, долго не протянет, его неминуемо ждет быстрая гибель.
Итак, уважаемые читатели, сколько бы мы не разбирали этот вопрос, нигде в мире, кроме наших извращенных душ, зла не обнаружим. Его нет, оно самостоятельно не существует, а лишь является порождением (мнимым порождением) наших искаженных душ. Вызвано ложностью нашего восприятия или реакцией окружающих на наши неблаговидные поступки, порожденные этой ложностью восприятия. Но внешних причин болезней, старости и смерти мы тоже не обнаружим. Всему виной наши расстроенные души. А если это так, надо найти подтверждающие примеры из жизни.
Далеко ходить не приходится. Повсеместно мы встречаем примеры, нарушающие обычные представления о возможностях организма, о продолжительности жизни, о неизбежности болезней и смерти.
Например, естественной продолжительностью жизни принято считать 70 – 80 лет. Но этот «закон» сплошь и рядом нарушается и как нарушается! В полтора, два раза! «В Пакистане в возрасте 180 лет умер вождь племени Махаммад Афзал; его отец умер в возрасте более 200 лет. Осетинка Тэпсе Абзиве прожила 180 лет. Столько же лет прожил житель Гроз… Продолжение »